После Литургии Владыка отметил: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело».
Раскрывая духовный смысл слов апостольского послания, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что каждый человек может стать сосудом благодати Божьей.
«Каждый человек имеет шанс стать святым. Это хорошо понимали все угодники Божьи, это знал и святитель Иоасаф, память которого сегодня почитает святая Церковь. Что их всех отличает от нас? Их отличает желание стяжать благодать Святого Духа и стремление угодить Богу .Стяжанием Божественной благодати они смогли превратить свои сердца в драгоценные сосуды. Апостол Павел их сердца так и называет – золотыми и серебряными. Их сердца становятся «освященными» и «благопотребными», потому что готовы принять Бога, становятся для Него обителью. Неудивительно, что хороших, добрых, светлых людей народная молва обычно величает золотыми».
«Чтобы лучше разобраться в своих шансах, – советует владыка, – для начала следует каждому ответить на вопрос: кто же мы, какими сосудами являемся? Достаточно ли наши сердца чисты, чтобы называться золотыми. Золото является драгоценным металлом, потому что не подвергается коррозии. Но это в физическом смысле. В духовном же смысле для нас золотым является то, что не поддается разрушительному воздействию греха. А как этого добиться? Святые начинали с того, что изливали свое сердце перед Богом. Они становились чисты и открыты перед Ним. Избавлялись от злобы, зависти, раздражения, от всех тех чувств, которые мешают человеку приблизиться к Богу, не говоря уже о том, чтобы почувствовать Его присутствие. Ведь незлобное сердце уже само по себе становится избранным Богом. Мы восхищаемся красотой наших храмов, украшенных золотом как внутри, так и снаружи. Но ведь люди, которые ходят в храмы, являются не меньшим украшением. Человеческие сердца, украшенные благодатью Святого Духа, становятся похожим на вечноцветущий райский сад. Храм символически изображает Небо, Царство Небесное. Чтобы изобразить его человек берет все лучшее и драгоценное в окружающем его мире. Так и мы для того, чтобы превратить свои сердца в драгоценные, бесценные сосуды, должны брать все лучшее, что есть в этом мире. А все лучшее и необходимое для нас, для нашего нравственного совершенствования дает нам наша Матерь-Церковь. Участвуя в Её Таинствах, где невидимо, но через видимые действия происходит сошествие благодати Духа Святого, мы прикасаемся и соединяемся с Господом. Желаю, чтобы наши сердца наполнялись духовной радостью и любовью, становясь самым дорогим украшением как для нашей Церкви, так и для всего этого мира».
После ознакомления с Фаранской Лаврой, паломники направились в Наблус, где посетили храм Иерусалимкой Патриархии.
Там в нижней части находится колодец праотца Иакова, у которого наш Господь беседовал с Саморянкой, чей кувшин хранится на одной из колонн в верхнем храме.
Фаранская Лавра была основана прп. Харитоном вблизи от того места, где древняя Иерихонская дорога переходила Кутилийский поток и где лежала деревня Фаран. Лавра была расположена в ущелье, по обоим берегам Кутилийского потока, в береговых пещерах и гротах.
Спустя несколько лет после основания монастыря святой Харитон покинул Фаранскую лавру и удалился в Фекойские ущелья и на склоне высокой горы положил основание новой Суккийской лавры. Однако перед кончиной преподобный вернулся в Фаранскую лавру и здесь же был похоронен.
Период расцвета лавры пришелся на VI век, когда вокруг преподобного аввы собралось до 14 тысяч монахов, которые жили в пещерах. В VIII веке она еще существовала: имя её встречается то в летописях церковных, то в послании того или другого епископа или аввы. В начале IX века, по причине междоусобий между детьми Харуна аль-Рашида, лавра была оставлена монахами.
В XIX веке монастырь был заброшен, пришёл в полное разрушение.
Во второй половине XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) предпринял несколько безрезультатных попыток получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось осуществить только в 1890-е годы.
В 1903 году здесь поселился бывший настоятель Русской Афонской Крестовоздвиженской Обители иеросхимонах Пантелеимон с монахами и послушниками.
Несколько лет спустя пожар поглотил практически все строения, так что восстановить скитские здания оказалось возможным только частично. Восстановленный скит представлял собой двухэтажное здание со множеством келий у подножия скалы. В самой скале, высотой около 20 м., находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона.
Последний афонский насельник этого скита, о. Герасим скончался в 1960-е годы. После этого скит пустовал, за исключением нескольких дней, когда члены Русской Духовной Миссии РПЦЗ бывали в нём, а кроме того, на день преподобного Харитона, 28 сентября, клирики Миссии служили в скиту Божественную литургию.
С 1997 года и по настоящее время в скиту постоянно проживает монах Харитон, который один возродил скит из руин, явившихся следствием шестидневной войны.
Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305-311), Максимиане (305-313) или Ликинии (311-324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога — Христа-Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу.
Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь — знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители — Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой лаврой». В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения. Скончался преподобный Харитон Исповедник в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.