Молились чтобы Новая Украинская Школа, которая введена в прошлом году, приняла все самое лучшее прошлых лет, добавляя новые формы обучения, давая те знания ученикам, которые пригодятся в жизни. Настоятель храма иерей Вячеслав Рябчун сказал: «Мы вместе с вами просили Господа о даровании возможности принять учение, которое будут преподавать нам наши учителя. Но это не значит, что положившись на волю Божию, ничего не делать самим. Дорогу осилит идущий.» По окончании молебна все дети получили маленькие подарки от прихожан храма.
Беседы на Шестоднев св. Василия Великого и беседы о днях творения о. Иоанна Кронштадтского
«Пришло время, братия, побеседовать нам и о сотворении видимого мира, на который мы ежедневно смотрим и который от привычки так мало ценим. Да, мы ко всему и в мире Божием присмотрелись, как дома – к своим домашним принадлежностям. А между тем этот мир есть чудное творение Божие: в нем везде видна безконечная премудрость и присносущная сила Творца; все в нем так прекрасно, величественно и так благотворно для живых тварей, что св. отцы при разсматривании его не находили слов достаточно восхвалить премудрость, благость и всемогущество Творца – описать великолепие и красоту мира. И точно, братия, из разсматривания мира ясно видны для всякого – ученого и неученого – всемогущество, благость и премудрость Божии: «от величества бо красоты созданий сравнительно Рододелатель их познавается», говорит св. Писание (Прем. Сол. 13, 5)».
Начало мира. Видим, что все в мире в движении: солнце, месяц, звезды. Основной закон жизни мира есть движение. В этом верное доказательство, по мысли о. Иоанна, что мир не вечен. Все движущееся, как непостоянное, должно иметь начало, и как имеющее начало, должно иметь конец. Бог безконечен: но мир конечен. Мир приведен в бытие из совершенного небытия.
Моиссево сказание говорит о первоначальном безвидном состоянии вещества, о животворном действии Духа Божия, и наконец, о создании света. «Да будет свет!» «Чудесное творение этот свет! Без него вещь и есть, да как будто бы ея нет, а свет являет ее. Так, прежде чем стал свет, земля была, но ея как бы не было: потому что ее не видел бы никакой глаз, если бы и был он. И теперь часто бывает в темную осеннюю ночь, в неосвещенных местах, что вce как будто исчезает, и небо, и земля, и вода, и леса, и домы – всякий предмет, – и мы не видим не только красоты мира, но и решительно ничего. Не напрасно и самый мир называется светом. Точно, его можно назвать светом: что за мир был бы без света? Все животныя и самыя растения устроены так, что они не могут жить без света; да притом свет дает всему такой хороший, привлекательный вид, а без света как будто и мира нет».
«Каким же стал мир во второй день своей жизни, или – что сотворено во второй день? Ядро земное было все еще в воде в не было видимо, но свет уже освещал днем неустроенное, безобразное вещество мира. Во второй день мир начинает более и более, по Божьему слову, из безпорядка приходить в порядок»… Определяются первыя очертания земли, создается «воздушное пространство, окружающее землю, и все безконечное звездное пространство, c огромными, в то время еще темными шарами небесными, разделенными друг от друга величайшими разстояниями».
«Благодарение всемогущему Творцу, Который всемогущим словом Своим создал воздух, разлив такую тонкую, прозрачную, живительную жидкость, необходимую для всякой одушевленной твари и для всех растений. Да, братия, без воздуха ни мы, ни животныя не могли бы существовать и нескольких минут: он так же – и даже больше – необходим, как пища и питье: мы дышем им каждую минуту. Свежий воздух, при движении, есть, кроме того, прекрасное лекарство в случаях нетрудных болезней, подручное для всякого; он освежает и укрепляет наше тело».
Но воздух может быть и проводником смерти, за грехи наши: при моровых поветриях и при неблагоприятных для жизни воздушных явлениях. Потому то св. Церковь ежедневно молится Господу о «благорастворении воздухов».
«Вот уже вечер второго дня мира, а земли все еще не видно» – заключает обозрение творения этого дня о. Иоанн.
«В третий день мира Господь образовал особыя вместилища на земле для вод и открыл лице земли в известных местах». Чтобы образовать широкия и глубокия ложбины для вод, очевидно, нужно было выдвинуть землю и поставить горныя громады… Показалась суша. «Еще ни в воздухе ни в воде нет живых тварей, – а суша в этот день произведет уже из себя удивительныя растения: из грубой земли, из песку, из глины, из илу, выйдут самые нежные, прекрасные и разнообразные виды трав, цветов и различных злаков, также – все роды деревьев».
«Да прорастит земля былие травное»… «Все еще идет третий день. Когда вода согрелась и согрела землю, а от этого начали подыматься испарения и когда, по слову Господню, вода, покрывавшая землю ушла в указанныя ей вместилища и таким образом явилась суша с горами, холмами и долинами: – на земле, тоже по слову Господню, вдруг является безконечное различие трав с семенами в каждой», деревья с семенами без плодов и деревья с плодами. Для будущих живых существ появилась разнообразная растительная пища.
Когда принимаем пищу, вспомним, что она дело благости и всемогущества Божия; будем благодарить за нее Творца и будем соблюдать меру в ней.
Когда глядим на красоту растительности, вспомним Промысл Божий о нас. А видя быстрое увядание красоты и нежности цветов, не станем слишком заботиться об одежде особенно нарядной и не будем забывать о скоротечности и ненадежности нашей земной жизни. От природы научимся смирению: у цветов и деревьев нет ничего своего, все они Божие творение; хороши и нежны цветы, но скоро увядают; прекрасны и стройны деревья, но падают под секирою человека или от напоров ветра. Так и люди, каковы бы они ни были, ничего не имеют своего, и так же все падут под секирою смерти.
Заканчивает о. Иоанн беседу о третьем дне прославлением Творца, заключенным в художественную словесную форму.
«Дивно всемогущество Твое, Господи! Как Ты сказал вначале – так доныне каждый злак, каждое деревцо и дерево слушают Тебя! С наступлением весны лишь только будет достаточное количество теплоты для развития растений, у бездушной Твоей твари начинается дивная работа в скромной неизвестности недра земного, также – на стеблях и сучьях деревьев без шуму, без стуку, правильно, постепенно. Вот они выходят на свет Божий, ни одна травушка, ни один листочек, ни одно деревцо не собьется с пути, не забудет данного ему образца (формы) – и смотрите, откуда что берется: травка на земле или листочек на дереве развертывается, становится шире и шире, больше и больше, и наконец, голая земля покрывается прекрасным, разноцветным ковром, который манит и глаз и обоняние; а деревья наряжаются в лиственную густую одежду и прикрывают свои члены. Так все делается живописно, нарядно на нашей земле от этих растений! И все это берется как будто из ничего, по одному слову Господню, сказанному однажды навсегда!
Четвертый день творения, создание светил небесных. Здесь в описании, проникнутом чувствами благоговения и восхищения, предлагаются космографическия сведения о солнце – его величине, отдаленности от земли, щедрости освещения; о луне и звездах, о причине дня и ночи, о зависимости смены времен года от положения земного шара в отношении к солнцу. Почти каждая деталь обращает мысль к религиозно-нравственному назиданию. Говорит о. Иоанн об отдаленности солнца, – и наставляет: но нет разстояний для Бога; равно и наша мысль также свободна от разстояний и можем возноситься к Богу. Или: солнце одинаково всем и всему светит, и греет, и животворит на земле; так и Господь Бог – духовное Солнце – один для всех; и евангелие одно; одна и Церковь Господня. «Иногда люди живут в совершенном забвении Бога. Но Отец Небесный повелевает солнцу Своему сиять равно для всех: Его солнце никогда не забудет в свое время подняться над нами. Мы – часто – еще спим, а оно (солнце), как «жених из чертога своего», уже давно выступило на наш небосклон и льет со всей щедростью ослепительные лучи свои, радуя всякую одушевленную тварь, все освещая и оживляя. Будем и мы, братия, подражать Отцу Небесному, каждый по своим силам, сияя другим светом своих добрых дел и согревая своим участием сердца нуждающихся в участии». А в ночной тишине, при свете луны и звезд – «не здесь ли, когда вы проникнуты священным трепетом, вам станут понятны благодарение и славословие, возносимые созданием своему Творцу!? «Тебе поет солнце, Тя славит луна, Тебе присутствуют звезды!» (мол. водоосвящ.).
Пятый день творения, сотворение рыб и всякой души животных, гадов и птиц. Все открывающееся перед нашим взором: безчисленные виды водного царства, жизнь этих обитателей вод, стройность и порядок и та всеобщая радость жизни, которая побеждает действующия и в этой области смерть и взаимное истребление; далее – мир безконечно малых существ, открывающийся чрез увеличительное стекло в одной капле воды; еще далее – црасота, нравы, обычаи, способности, богатство видов пернатого царства: – все показывает изумительную премудрость Творца» «Кто, видя все это, не взойдет мыслью к безконечному Уму, к безконечной Премудрости, Которая одна вызвала из ничтожества к жизни безконечное множество самых разнообразных тварей и всем дала самое мудрое устройство, жизнь и сладостное чувство бытия? «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля славы Твоея!»
Последний, шестой, день творения о. Иоанн разсматривает в двух беседах. В одной говорит о сотворении животных земных. Он указывает на смертность душ животных в отличие от безсмертной человеческой души; затем на власть человека над животными, какую он имел до своего грехопадения и какая в меньшей степени у него остается после грехопадения; о пользе животных для человека и о пользе отдельных видов их в общем строе земного мира. И в этой области видна всюду премудрость и благость Божия. «Посмотрите на жизнь каждого животного, – на их нравы, обычаи, на орудия к обороне: – и вы увидите, как все они довольны своею жизнью, прославите Бога и скажете: «благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его». Напоминает о. Иоанн, что и в бытии этих тварей есть много поучительного для нас и даже достойного подражания. Он приводит наставление Златоуста, у каких тварей чему можно учиться. «У муравья», говорит св. Златоуст, «можно учиться трудолюбию, у пчелы – любви к чистоте, к труду и к ближним… И не видим ли, что пчела уважается больше других животных не за то, что трудится, но за то особенно, что трудится для других? Ведь и паук трудится и хлопочет и растягивает по стенам тонкия ткани, выше всякого искусства женского, но его и не уважают, потому что работа его для нас совершенно безполезна: таковы те, которые трудятся и хлопочут только для себя»…
Сотворение человека в тот же шестой день составляет предмет отдельного чтения, замыкающего собой круг бесед о днях творения. В основу беседы о. Иоанн кладет мысли о сотворении человека св. Григория Богослова. «Когда все это – земля, небо и море – составило мир», пишет св. Григорий Б., «нужен стал зритель премудрости, матери всего, и благоговейный царь земный, т. е. нужен стал человек. Тогда Сын Божий рек: пространное небо населяют уже чистые и присноживущие служители, непорочные умы, добрые Ангелы, песнословцы, немолчно воспевающие Мою славу. Но земля украшается одними неразумными животными. Потому угодно Мне создать такой род тварей, в котором бы заключалось то и другое – род тварей средних между смертными и безсмертными – разумного человека, который бы увеселялся Моими делами, был мудрым таинником небесного, великим владыкою земли, новым ангелом из персти, песнословцем Моего могущества и Моего ума. Так рек Сын Божий – и созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое; то есть невидимое и видимая природа, – созидает, говорю, человека; и из сотворенного уже вещества взяв тело, а От Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир – в малом великий; поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над всем, что на земле, подчиненного горнему царству, – земного и небесного, временного и безсмертного, видимого и умосозерцаемого». Доселе Григорий Богослов».
Человек создан по образу и по подобию Божию. О. Иоанн объясняет в чем состоит образ и подобие Божие. Образ Божий – в царственном положении человека на земле, затем в его уме, в его воле, хотя ныне они и испорчены грехом, в стремлении к правде, в разумной любви, в способности мысли его облетать во мгновение безмерныя разстояния, – вообще, во всем, «что в тебе есть доброго, нравственно хорошего»… Подобие Божие состоит в нравственной чистоте и святости, и святые отцы, стремившиеся к этому, назывались и называются преподобными отцами, т. е. отцами преподобными Богу.
Человек состоит из тела и души: Господь, взяв персть от земли, «вдуну в лице» сделанного состава человеческого «дыхание жизни», т. е., как говорит св. Григорий Богослов, – «уделил ему Своей Божественной жизни или послал в него дух, который есть струя невидимого Божества».