×
Пятница, 19 Апреля 2024
свт. Евти́хия;
равноап. Мефо́дия;
прп. Платони́ды Сирской;
мчч. Иереми́я,
Архи́лия,
Петра́ Жукова,
Про́хора Михайлова,
сщмчч. Иоа́нна (1934),
Иа́кова (1943) Бойковых;

исп. Севастиа́на Карагандинского (Фомина);


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/archives/tolkovanie-na-simvol-very
18 Марта 2013 г

 

 

Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на Первом и Втором Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.

Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

(скачать в формате Microsoft Word )

О первом члене Символа Веры

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Веровать в Бога — значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.

Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее.

Исповедывать веру — значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу.

Слова символа веры: «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один, и нет другого кроме Него. Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии.

Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога — невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, т.е. из того, что Бог открыл людям Сам о Себе, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух, живой; самобытный, т.е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе — Сущий, вечный, неизменяемый, вездесущий, всеведущий, всемогущий, всеблагий, премудрый, всеправедный, вседовольный, всеблаженный.

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Cвоему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый — Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц (личностей): Бог есть любовь, как говорит апостол Иоанн Богослов.

Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы по существу и свойствам совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святый есть истинный Бог, но все три Лица есть единое Божество — единый Бог.

Как единый Бог есть в трех Лицах — это тайна, непостижимая для нашего ума. Но мы веруем в это по свидетельству Божественного Откровения. Тайну Святой Троицы открыл нам Сам Господь Иисус Христос. Посылая апостолов на проповедь, Он сказал: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа«. Апостол и евангелист Иоанн также ясно свидетельствует не только о троичности Божественных Лиц, но и о единосущии Их. «Три свидетельствуют на небе (о Божественности Сына Божия): Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино».

Мы можем отчасти понять тайну Святой Троицы только сердцем, любовью, находясь в Св. Соборной Церкви Христовой, т.е. живя в любви.

Мы называем Бога Вседержителем, потому что Он, как Царь Небесный, всем управляет и все содержит в Своей силе и власти.

Еще мы называем Бога Творцом неба и земли, потому что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т.е. вся необъятная вселенная создана Богом во Святой Троице, и все сотворил Бог Отец Словом, т.е. Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого.

К невидимому или духовному миру принадлежат ангелы — духи — существа бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, одаренные умом, волею и могуществом, а также и душа каждого человека.

Слово «ангел» — греческое и означает по-русски «вестник», потому что Бог посылает их возвещать людям Свою волю. Каждый христианин имеет своего ангела-хранителя, который невидимо помогает ему в деле спасения и охраняет его от злых действий духа лукавого, злого, называемого диаволом (клеветником) и сатаною, т.е. противником Божиим. Злые духи тоже созданы были добрыми и свободными, однако они возгордились, отпали от Бога и стали лживыми и злыми. С тех пор они ненавидят все доброе и наводят человека на грех, чтобы погубить его. От греха все люди умирают своим телом и умерли бы и более страшною — второю смертью, смертью духовной, когда душа, отдавшись греху, погибает в отчуждении от Бога, если бы людей не спас от этой вечной гибели воплотившийся Сын Божий.

О втором члене Символа Веры

2. Верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Во втором члене Символа Веры мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием, и исповедуем то, что знаем о Нем как о Втором Лице Святой Троицы, о Божественном Существе, до Его рождения на земле.

Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, т.е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается прежде всех век, т.е. прежде всякого времени — от вечности, так что с Отцом вечно, всегда есть Сын (а также и Святый Дух), одинакового существа с Отцом («единосущна Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: «Я и Отец одно».

К слову «рожденна» в Символе Веры прибавлено слово «не сотворенна». Это прибавление сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен. (Так же безбожно учат и сектанты Свидетели Иеговы).

Слова «Им же вся быша» значат, что Сыном Божиим все сотворено, т.е. все существующее, видимый мир и невидимый, создано Сыном и через Сына («Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть» читаем мы в Евангелии от Иоанна).

Сын Божий при воплощении — рождении на земле — получил имя Иисус Христос. Имя это указывает на человеческую Его природу, т.е. на то, что он стал таким же человеком, как и мы, но не имеющим в себе греха, при этом оставаясь совершенным Богом.

Имя Иисус в переводе значит Спаситель. Это имя было дважды указано Богом через Ангела пред Рождеством Христовым, потому что превечный Сын Божий снисходил на землю (рождался и воплощался) для спасения людей.

Имя Христос — слово греческое и значит Помазанник. (На еврейском языке ему соответствовало также слово «Мессия»). В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые при вступлении в должность помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения их обязанностей.

Сын Божий назван Помазанником (Христом), потому что Он как человек имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя.

О третьем члене Символа Веры

3. Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

В третьем члене Символа Веры говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело), кроме греха, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, таким же, как и мы, но не имеющим в себе греха, не переставая в то же время быть Богом — Стал Богочеловеком.

Сын Божий сошел с небес и стал человеком (Богочеловеком) для того, чтобы спасти нас — людей — от власти диавола, греха и вечной смерти.

«Грех есть беззаконие», то есть преступление Закона Божия. Грех появился в людях от диавола, который соблазнил в раю Еву, а через нее Адама, и уговорил их нарушить заповедь Божию, то есть согрешить.

Грехопадение первых людей — Адама и Евы расстроило природу человеческую. Грех в людях помрачил ум, волю и в тело внес болезни и смерть. Люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце и уничтожить смерть.

Это мог сделать только Сам Бог — Творец всего.

Милосердный Господь дал обещание (обетование) людям, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от власти диавола и вечной смерти.

Когда настало время спасения, Сын Божий вселился в пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, принял от Нее человеческую природу — родился сверхъестественным образом «от Духа Свята и Марии Девы».

Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Была Она дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девою, потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевою называется потому, что Она всегда пребыла девою — прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения.

Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов — как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим», так как она Матерь Самого Господа.

Наше спасение Иисус Христос совершил учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением Своим.

Учение Его бывает для нас спасительным, когда мы принимаем его всею душою и поступаем согласно ему, и жизнью своею подражаем жизни Спасителя. Как ложное слово диавола, принятое первыми людьми, сделалось в людях семенем греха и смерти; так истинное слово Христово, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни.

О четвертом члене Символа Веры

4. Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

В четвертом члене Символа Веры говорится о том, что Господь Иисус Христос во время римского правителя в Иудее Понтия Пилата был распят на кресте за нас — людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.

Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода. Телом после Своей смерти Он был погребен во гробе Иосифа Аримафейского, а душой в это время, до Своего Воскресения, Он сходил во ад, и оттуда вывел всех веровавших в Него, начиная с Адама и Евы.

Адом называется место, удаленное от Бога, лишенное света и блаженства. Там царствует сатана. В отношении к душам слово «ад» означает состояние сильной скорби и мучений.

Господь Иисус Христос, как совершенный человек и Сын Божий, добровольно (т.к. Он одним словом мог уничтожить всех врагов) принес Себя в жертву за грехи людей — через распятие на кресте. Крестная казнь была самая позорная, страшная и жестокая. Она была символом всей злобы человеческой и самым ярким обнаружением власти диавола. Эта страшная казнь, придуманная человеком по наущению диавола, вела людей к ненависти, злобе, ожесточению и смерти. Спаситель, претерпев позорную казнь на кресте, умер, но и воскрес. Через крест воссияла жизнь! Христос уничтожил главную опору диавола и превратил крест в вечную победу над злом и смертью. Господь освятил крест Своею пречистою кровью и искупительным подвигом любви. Самый тяжкий преступник, но кающийся не отвергнут Спасителем. С этого момента ни страдания, ни смерть не могут нас лишить вечного блаженства, если мы будем со Христом Спасителем, но, наоборот, это — путь к вечной славе в Царствии Божием.

Слова в Символе Веры «страдавша и погребенна» сказаны против некоторых еретиков, которые ложно учили, что Господь не мучился на кресте, а страдания Его были только видимостью страдания и смерти.

Слова «при Понтийстем Пилате» указывают на истинность исторического события страданий Христовых, происшедших в это именно время.

О пятом члене Символа Веры

5. Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, воскресшаго в третий день по Писанием.

В пятом члене Символа Веры говорится о воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти.

Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: «по Писаниям«.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

Состояние Иисуса Христа по смерти до воскресения св. Православная Церковь изображает следующими словами: «во гробе плотью (или телом), в аду — с душою, как Бог, в раю с разбойником, и на престоле Ты был, Христе, с Отцом и Духом, все наполняя, Неизобразимый».

Мы знаем, что в Ветхом и в Новом Заветах из мертвых воскрешались некоторые люди, но там этих умерших воскрешал кто-нибудь другой, и воскрешенные восставали в прежнем земном, смертном теле, и потому должны были снова умереть. Иисус же Христос восстал из мертвых Сам, силою Своего Божества, воскрес в преображенном Своем теле: небесном и бессмертном. Он вышел из гроба, не трогая синедрионовой печати, не отваливая камня и невидимым для стражи.

Господь открыл людям о Своем воскресении сначала через ангела, который отвалил камень от двери гроба, свидетелями тому были воины, охранявшие гроб и разбежавшиеся от страха. Потом ангелы возвестили о воскресении Иисуса Христа женам-мироносицам. И, наконец, Сам Иисус Христос в продолжение сорока дней неоднократно являлся ученикам Своим со многими верными доказательствами Своего воскресения (давал ученикам трогать раны Свои от гвоздей и копья, ел перед ними и т.д.) и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия.

В день Воскресения Христова мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав«.

Своею смертью Господь победил смерть, а всем находящимся в гробех, т.е. мертвым, — жизнь даровал. Теперь Господь навеки пребывает в этом новом, воскресшем теле. Также в новом воскресшем теле пребывает и Божия Матерь, Которую воскресил Господь после Ее успения. Люди же все получат такое новое воскресшее тело уже при втором пришествии Спасителя, когда будет всеобщее воскресение.

О шестом члене Символа Веры

6. Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.

В шестом члене Символа Веры говорится о том, что Иисус Христос с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.

Вознесение Господне совершилось через сорок дней после воскресения Его.

Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

«Седящаго одесную Отца» означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

О седьмом члене Символа Веры

7. Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

В седьмом члене Символа Веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании. Так например: когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т.е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».

Но второе пришествие Христово будет совсем не такое, как первое. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать за нас и этим спасти нас от греха. Родился Он в пещере для скота, жил, не имея где главу преклонить, умер посреди злодеев на кресте. Во второй же раз Он придет, как Царь, во всем Своем величии и внезапно: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого», о чем говорит Священное Писание. Второе пришествие Христа Спасителя будет необычайно: «солнце, померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого (Крест) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» «и все святые ангелы с Ним. Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (жившие на земле от создания мира)», и будет Он судить всех людей, всех нас — и праведных, и грешных.

Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.

По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную — за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

«Наступает время, — говорит Сам Господь, — в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения«.

Когда именно придет Господь второй раз на землю, никому не открыто, — это тайна, которую, по слову Самого Господа, никто не знает, не знают даже ангелы Божии, а только один Отец Небесный, — поэтому должны мы всегда быть готовы предстать на Божий суд.

Хотя это время нам и неизвестно, однако в Священном Писании открыты некоторые признаки приближения пришествия Господа. Перед этим временем Евангелие будет проповедано всем народам. Евреи во множестве обратятся ко Христу. Но вместе с тем среди людей наступит крайнее развращение: уменьшение веры и любви к ближнему, умножение пороков и бедствий. Затем появятся лжепророки; между народами усилятся несогласия и войны; будут глады, моры (болезни) и землетрясения по местам. Наконец, когда зло достигнет своего высшего проявления на земле, явится антихрист.

Антихрист — противник Христа, который явится перед кончиной мира и будет стараться всеми способами истребить веру Христову на земле. Но с пришествием Христа владычество антихриста окончится ужасною гибелью — как его самого, так и его последователей и самого диавола.

После этого наступит вечное Царство Христово.

О восьмом члене Символа Веры

8. Верую в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

В восьмом члене Символа Веры говорится о третьем Лице Святой Троицы — Духе Святом.

Дух Святый есть такой же истинный Бог, как и Отец и Сын. Это мы исповедуем, называя Его Господом.

Дух Святый также называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную, людям; следовательно, Он есть такой же Творец мира наравне с Отцом и Сыном. Сказано — при творении мира: «Дух Божий носился над водою». Сам Иисус Христос сказал о благодатном возрождении Духом: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Так как Дух Святый есть истинный Бог — третье Лицо Единосущной Троицы — то Ему мы должны воздавать поклонение и прославление одинаковое и равное с Отцом и Сыном.

Слова «Иже от Отца исходящаго» (т.е. Который от Отца исходит) указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога Отца и от Бога Сына, рождающегося от Отца. Свойство это состоит в том, что Дух Святый всегда исходит от Отца. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне».

Слова «глаголавшаго пророки» означают «говорившего через пророков». Пророки предсказывали будущее и писали священные книги по внушению Духа Святого, потому писания их называются богодухновенными. Потому сказано: «глаголавшаго пророки», чтобы никто не сомневался, что Священное Писание — как то, что записали апостолы, так и то, что писали пророки — написаны ими не от себя, как пишутся обыкновенные человеческие книги, а по Вдохновению Духа Святого, а потому содержат в себе высшую Божественную истину — Слово Божие, т.е. Божественное откровение.

О том, что Дух Святый говорил через апостолов, в Символе Веры не говорится лишь потому, что во время его составления никто в этом не сомневался.

Дух Святый и теперь сообщает Свои Дары истинным христианам через Церковь Христову: в молитвах и святых таинствах. В святых таинствах Дух Святый просвещает верующих светом Христова учения, согревает сердца любовью к Богу и к ближнему и очищает их от всякой греховной скверны.

Иисус Христос назвал Духа Святого Духом истины и предупредил нас: «всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам«.

«Хулой на Духа Святаго» называется сознательное и ожесточенное противление истине, «потому что Дух есть истина». Сознательное же и ожесточенное сопротивление истине уводит человека от смирения и покаяния, а без покаяния не может быть прощения. Вот почему грех «хулы на Духа» не прощается.

Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа — в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

О девятом члене Символа Веры

9. Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.

В девятом члене Символа Веры говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом.

Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших («ибо у Бога все живы»), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.

Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру.

Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам — епископам, и через них невидимо управляет Церковью. Господь Иисус Христос есть единый истинный Глава Церкви, и никакой другой главы в истинной Церкви Христовой нет и быть не может. Иисус Христос — Глава, а Церковь есть духовное тело Христово.

Св. апостол Павел говорит: «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело, иудеи или эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Итак: «вы (т.е. истинные христиане) — тело Христово (т.е. Церковь), а порознь — члены (Церкви)». «(Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Церкви)».

Иисус Христос сказал в Евангелии, что Церковь Его никем не победима, она пребудет вечно: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». «Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь».

Истина Божия — Божественное учение — хранится в единой Церкви Христовой: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» — сказано в Писании. Иисус Христос сказал: «Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Дух Святый «пребудет с вами во век».

Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» — сказал Сам Господь.

Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Она имеет и одну цель — освящать людей; одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства. Потому Церковь распадаться или разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви, а Церковь от этого не перестает быть единой.

Существование отдельных поместных православных Церквей, как Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Русской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. Потому что все они являются членами одного тела — Единой Церкви Христовой (вселенской), все одинаково исповедуют веру, имеют общение в молитвах и св. таинствах.

Церковь Христова есть святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми таинствами, в которых подается верующим благодать Святого Духа. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее…».

Святость Церкви не нарушают христиане своею греховностью, так как они всегда могут себя очищать через таинство покаяния. Если же кто остается нераскаянным грешником, то он видимо или невидимо отлучается от Церкви.

Церковь Христова есть соборная. Соборность есть единодушие всех истинно верующих православных христиан, скрепленное любовью Христовой и Благодатью Духа Святого. Соборная Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, и она заключает в себе всех истинно верующих всей вселенной. Потому она еще называется вселенскою.

Единая, святая, соборная Церковь Христова называется еще апостольскою, потому что Господь распространил и утвердил ее через святых апостолов, а главное, потому что Церковь непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов свое учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение епископов и священников.

Св. апостолы, получив дары Св. Духа в день Пятидесятницы, передавали их потом через священное рукоположение пастырям Церкви. И теперь Церковь видимо управляется преемниками апостолов — епископами.

Видимая верховная власть в Церкви принадлежит Вселенским Соборам. Главнейшие части Вселенской Церкви подчинены патриархам, а меньшие области и города — митрополитам, архиепископам и епископам.

Единая, святая, соборная и апостольская Церковь называется еще православною, потому что она, под руководством Духа Святого, неизменно правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа — правильно славит Бога.

О десятом члене Символа Веры

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

В десятом члене Символа Веры говорится о таинстве крещения и о прочих таинствах.

Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», и добавил: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам«. Этим Господь ясно указал на то, что Им установлены и другие таинства.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Св. Православная Церковь содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую.

Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освященным миром (составом из масел и благовоний) во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни.

Покаяние есть Таинство, в котором кающийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подается благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей.

Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа или пресвитера, или диакона) через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем (освященным растительным маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни.

В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.

Кроме того, в момент составления Символа Веры были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей, как, например, еретиков, при возвращении их в Церковь крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершатся над человеком только один раз. Потому и говорится — «исповедую едино крещение».

Об одиннадцатом члене Символа Веры

11. Чаю воскресения мертвых.

В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира.

Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем), последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся. По существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел: они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное… не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся».

Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников — в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре.

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы«.

Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании.

О двенадцатом члене Символа Веры

12. Чаю жизни будущаго века. Аминь.

В двенадцатом члене Символа Веры говорится о жизни будущего века, т.е. о вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова.

Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем даже ее представить или изобразить. Апостол Павел говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его«.

Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. В блаженстве души праведников будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе.

Сам Господь Иисус Христос сказал об этом: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их«.

Состояние праведников будет иметь разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого.

Апостол Павел говорил: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых«.

Для людей же неверующих и для нераскаянных грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения. Господь им скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную«.

Это мучение грешников будет происходить от удаления их от Бога, от ясного представления своих грехов, от сильного мучения совести, от пребывания вместе со злыми духами, где будет огонь вечный, неугасимый.

Что такое этот огонь неугасимый, Слово Божие не определяет, но дает образы неизъяснимых адских мучений.

Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения«.

Символ Веры оканчивается словом «аминь«, что значит «истинно» или «да будет». Произнося это слово после Символа Веры, мы этим свидетельствуем, что все изложенное в нем есть несомненная и неизменная истина.

Комментариев нет

Читайте также

«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»

14 апреля 2024 года, в неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Елисаветинском женском монастыре, по окончании которой обратился с проповедью о надежде как особом состоянии человеческой души.

Владыка совершил заупокойное богослужение

13 апреля 2024 года, в седмицу 4-ю Великого поста, Крестопоклонную, поминовение усопших, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил заупокойное богослужение по душам усопших православных христиан.

С надеждой и любовью

В храме Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова г. Запорожья состоялось отпевание раба Божьего Вячеслава, который погиб на производстве от ракетного удара.

В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход

16 апреля, по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, в рамках Всеукраинского крестного хода для духовной поддержки и укрепления народа Украины, организованного, по благословению Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины, Синодальным отделом УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и другими военными формированиями Украины, в Покровский архиерейский собор были доставлены чтимые святыни: икона Покрова Пресвятой Богородицы с частицей Её омофора, иконы святого равноапостольного князя Владимира и святого праведного Петра Калнышевского, частицы мощей этих святых, а также частица мощей святого мученика Виктора. Святыни сопровождал клирик Киевской епархии, глава сектора опеки воинов-интернационалистов и участников боевых действий при Синодальном военном отделе УПЦ, настоятель храма Всех Святых Воинов (г. Киев) протоиерей Вячеслав Яковенко.

4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих
24.03.2024
«Не высокомерные рассуждения о Боге делают человека праведным, а его добродетели»
24.03.2024
Бог наделил человека не только способностью думать, но и способностью одумываться
23.03.2024
«Дни Великого поста служат для воспитания в нас свойств Бога»
22.03.2024
Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Георгиевском храме Запорожья
21.03.2024
«Слова Покаянного Канона должны звучать в сердце каждого христианина»
21.03.2024
Литургия преждеосвященных Даров в вольнянском храме
20.03.2024
«Покаянный канон Андрея Критского помогает человеку лучше понять, чего хочет от него Господь»
20.03.2024
Владыка отслужил первую в этом году Великопостную Литургию Преждеосвященных Даров
20.03.2024
«Ибо для меня жизнь – Христос, – и смерть приобретение»
19.03.2024
«Душа человека должна взбодриться и пробудиться от самоуспокоенности и духовного анабиоза»
18.03.2024
ХРАМ КН. ОЛЬГИ. Праздник Православной Масленицы в Прощеное воскресенье
18.03.2024
В неделю сыропустную, прощёное воскресение владыка Лука испросил у всех прощения
18.03.2024
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
17.03.2024
Масленица в храме Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
17.03.2024
ТРАДИЦИОННОЕ УГОЩЕНИЕ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ В СТЕНАХ ПОКРОВСКОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
17.03.2024
«Для верующего человека поиск Бога сопровождается не печалью и слезами, а радостью»

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95