Автор книги «Свидетели веры» — исследователь житий Запорожских святых, настоятель храма во имя Пресвятыя Богородицы с. Новобогдановка Мелитопольского благочиния, выпускник Свято-Тихоновского Православного Гуманитарного Университета (г. Москва) протоиерей Олег Ковалев.
Икона «Собор Запорожских святых»- память 26 июня
В лик Запорожских святых на 2014 год входят 14 исповедников и новомучеников. Честные мощи одного из них — священноисповедника Феодосия Станкевича находятся в кафедральном соборе во имя Святаго Благоверного князя Александра Невского в г. Мелитополь. По благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки частички мощей священноисповедника Феодосия Станкевича находятся в каждом храме Запорожской епархии.
Также в июне 2014 г. в Священный Синод УПЦ поданы материалы для причисления к лику святых последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского.
По благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского 26 июня 2014 года в День памяти Собора новомучеников и исповедников Запорожских и к 22-летию со дня образования Запорожской епархии во всех храмах епархии будут совершены молебны запорожским святым с благодарственными прошениями.
Книга о Запорожских новомучениках и исповедниках 20-го века «Свидетели веры», автор -протоиерей Олег Ковалев
По благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского ЛУКИ
Предисловие
В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных, длительных и непрерывных гонений, как в XX веке в СССР (после гонений, начатых в 303 году императором Диоклетианом и прекратившихся в 311 году, Святая Церковь более 1600 лет не подвергалась особым притеснениям). Они распространились по всей территории огромной страны, и продолжались в течении 70 лет, то затихая на время, то разгораясь с новой силой. Волна репрессий захлестнула миллионы верующих людей, от детей до глубоких стариков, которых увольняли с работы, лишали гражданских прав, ссылали, заключали в тюрьмы и концлагеря, подвергали пыткам и казням.
Но сила Господня в немощи совершается (2 Кор. 12: 9). В эти страшные годы явилась эта сила в новых исповедниках веры Христовой. «В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев, — писал святой исповедник Патриарх Тихон, — если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову».
В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: «Кровь мучеников — семя христианства». Прошлый век обильно засеял этим семенем нашу землю. 2500 святых почитала Православная Церковь в начале ХХ века, из них русских святых — 450. К январю 2011 года около 1600 святых прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона — на крови мучеников ныне возрождается Святая Церковь. Число прославленных в лике новомучеников и исповедников Российских постоянно растет, и один Бог знает, сколько страдальцев за веру будет еще прославлено, и о скольких, прославленных Им Самим, мы так никогда и не узнаем.
Земля Запорожской епархии также политы кровью новомучеников. И здесь служили, молились, подвергались гонениям, страдали за веру Христову множество православных священнослужителей и мирян.
Эта книга о страдальцах за веру, мучениках и исповедниках, прославляемых Украинской Православной Церковью в 2012 году.
Священномученик Александр Шишин
Шишин Александр Трофимович родился в 1881 году в Крутицкой волости Спасского уезда Рязанской губернии, в семье крестьянина.
Дети крестьян не часто становились священнослужителями, они с детства были помощниками родителям в нелегком труде. Два-три класса церковно-приходской или земской школы считалось вполне приличным образованием. Оно была бесплатным, совершалось в своем (или соседнем) селе, и не отрывало будущего хлебороба от семьи и труда на родной земле. Дальнейшее же образование было сопряжено с денежными расходами. Кроме того, семья теряла пару рабочих рук. Поэтому, чтобы отправить сына учиться в духовное училище, а потом — и в семинарию, нужно было горячее желание родителей, чтобы тот стал священником, и непоколебимая вера в то, что Бог их не оставит. И то и другое у родителей Александра было. Благодаря этому и своему старанию, он успешно окончил полный курс наук в Рязанской Духовной Семинарии в 1902 году со званием студента, и первое время состоял законоучителем в Гурьевской миссионерской школе Рязанской губернии.
Женившись на девице Ольге Георгиевне, Александр переезжает в Мелитопольский уезд Таврической губернии. В 1904 году он был рукоположен во диаконы, а в феврале того же года — во священники к Архангело-Михайловской церкви села Малая Лепетиха Мало-Знаменского благочиния Таврической епархии. Село было на то время довольно большим: в 1912 году оно насчитывало 983 двора и 7648 душ, из которых 7283 являлись прихожанами храма во имя Архистратига Божия Михаила. Молодой священник стал усердным помощником настоятеля храма о. Василия Орловского в окормлении многочисленной паствы. Кроме обязанностей младшего священника он нес послушание законоучителя 2-й церковно-приходской школы, 2-й и 3-й земских школ села Малая Лепетиха. В июле 1906 года в семье Шишиных родился первый ребенок — дочь Алевтина, вторая — Мария — родилась в мае 1909-го. В 1909 году за усердные труды о. Александр был награжден набедренником.
Октябрьский переворот 1917 года и последовавшие за ним события стали не просто сменой власти, но переворотом всей прежней жизни. Все то, что было святым для многих поколений людей, объявлялось отжившим, ненужным, вредным. Напротив, самые ужасные злодеяния выдавались за высшее благо, если совершались «во имя победы пролетарской революции».
Как всякий верующий человек, воспитанный в благочестии, отец Александр не мог принять сердцем и понять умом многое из происходившего в эти годы: декрета об отделении Церкви от государства, «красного террора» как осознанного истребления собственного народа… Действительно, как можно было понять, что народ Святой Руси нужно отделить от Святой Церкви для блага этого же народа? Как можно было оправдать убийства сотен тысяч ни в чем неповинных людей ради того, чтобы убедить другие сотни тысяч отказаться от борьбы с советской властью? Как можно было человеку, чтущему Божии заповеди, примириться с тем, что тысячи людей, никоим образом непричастных к борьбе с этой властью, брались в качестве заложников с угрозой быть убитыми (и часто, в самом деле, убиваемыми) при покушении на кого-нибудь из «вождей революции» или при любом «контр-революционном выступлении?» Обо всем этом священник открыто говорил людям.
4 декабря 1921 года отца Александра арестовывают по доносу местного активиста и возбуждают против него уголовное дело за номером 261. Священника обвиняют в антисоветской контрреволюционной агитации «среди населения и несознательной темной массы», искажении содержания декрета об отделении Церкви от государства и в том, что он «уверяет всех, что скоро придет старая власть».
Расследование длится всего 2 дня (чрезвычайные комиссии, созданные для практического воплощения теории «диктатуры пролетариата» и наделенные правом арестовывать, вести дознание и следствие, выносить приговоры и исполнять их, не сильно утруждали себя выяснением обстоятельств «преступлений» против слветской власти). Свидетелей никто не допрашивал. Отца Александра допросили всего один раз, свидетелей вообще никто не стал разыскивать и вызывать. Уполномоченный Запорожской чрезвычайной тройки плаврайона Дюмес много вопросов задавать не стал.
— Чем Вы были уверены, когда говорили, что все отпавшие от церкви будут через несколько лет снова принадлежать церкви?
— Я только сказал, что цели верующих и коммунистов одни и те же, — отвечает священник, напоминая вершителю революционного «правосудия» об обещании коммунистов построить царство добра и справедливости на земле.
— Почему Вы говорили, что соввласть скоро падет и будет старая власть?
— В таком смысле я не говорил, а только указывал, что соввласть изменит свою политику (отец Александр, как и многие в то время, еще надеялись на то, что большевики все же одумаются и прекратят гонения на Церковь).
На остальные вопросы о его «преступлениях» священник дает отрицательные ответы, отвергая все предъявляемые ему обвинения.
Уполномоченный чрезвычайной тройки на основании этого допроса делает вывод, что факт преступления обвиняемого можно считать доказанным. Он предлагает к гражданину Шишину, «как к злостному врагу Рабоче-крестьянской власти… применить высшую меру наказания - расстрелять, имущество его конфисковать, дело следствием прекратить и сдать в архив, населению объявить, что расстрелян как заложник»
Чрезвычайная тройка, собравшись 6 декабря на «судебное заседание», полностью соглашается со своим уполномоченным и выносит приговор: к Шишину Александру за контрреволюцию и агитацию против Соввласти, как к «злостному и сознательному и непримиримому врагу Раб-кр. власти применить высшую меру наказания — расстрел». Приговор сопровождается секретным примечанием: «…с целью морального воздействия на население объявить, что расстрелян как заложник». Смерть священника должна была, по замыслу чекистов, стать страшным уроком для других, несогласных с политикой новой власти. Но, на самом деле, она стала подвигом мученичества во имя Господа Иисуса Христа, примером несокрушимой веры и стойкого мужества.
«Типовой» приговор к расстрелу «церковника» в СССР в 20-30 гг. 20-го века…
Заключением прокуратуры Запорожской обл. от 30. 08. 96 в соответствии со ст. 1 Закона Украины от 17. 04. 91 «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» дело в отношении св. Шишина Александра прекращено, а он сам — реабилитирован.
Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании 25 августа 2012 года постановил: «Благословить местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии священника Александра Шишина… Воздать благодарность Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, что явил нам нового молитвенника за Святую Церковь и наш народ».
Продолжение следует.
Протоиерей Олег Ковалев, Запорожская епархия Украинской Православной Церкви
Фото — опубликованные в Интернет архивные материалы СССР 20-30 гг. 20-го века