3И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,6так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;9но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,12ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
(Мф.19:3-11)
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Благословенная паства Христова, братья и сёстры!
Многие вопросы духовной внутренней жизни, а также внешней религиозной практики теснят нас, волнуют наше сознание, кажутся затруднительными и не разрешимыми. И Господь, введший нас в эту многосложную и проблемную жизнь, естественно не может вот так просто бросить нас безответно. Вы слышали или читали в Евангелии, что Господь, обращаясь к Своим ученикам, однажды сказал: И в тот день вы не спросите Меня ни очём(Ин.16:23). О, это должно быть высокое состояние, когда душа ничего уже не хочет знать, а только «Любимого любить», говоря словами святого Силуана Афонского. Душа желает только одного: созерцать Божество и наслаждаться небесной жизнью, силой и славой живого Бога. Но такое состояние души – удел не многих людей, нас же в течение жизни обуревает множество вопросов. И если мы действительно с истинным желанием и смиреной верой обращаемся к Господу с просьбой разрешить ту или иную проблему, то непременно получаем помощь от Господа, или через человека или через книгу, или, наконец, интуитивно слышим ответ в сердце своём.
Но никогда нельзя подходить к Господу, Всеведущей Истине, с сердцем лукавым, с фарисейским лицемерием. Это оскорбляет Господа, Его смиренную любовь. И известно, что лукавый человек всегда получит по лукавству своему. Что общего у света с тьмой?(2Кор.6:15).
Итак, вы слышали, что спрашивали, искушая Господа, фарисеи: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? (Мф.19:3).
Но разве Господь наш – Бог раздора, разве не создал Он мужчину и женщину для единства, для взаимопомощи и общения в любви, для совместного труда и блаженства? И этот ответ есть в Священном Писании, которое фарисеи очень хорошо знали, в отличие от нас с вами. Но что не сотворит злоба и ненависть?!
Слова Христа прозвучали на все времена: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).
Но не угомонятся никак лицемерные книжники, приводят на память разводные письма, которые позволял употреблять Моисей. Хотят поставить Иисуса Христа в противоречие с законом, уловить Его в неправоте.
Но какова причина такого позволения Моисея давать развод? Жестокосердие, эгоизм, сладострастие, – пороки, которые развились в падшем пространстве плотской жизни, это не замысел Божий и не Его святая воля. Это следствие утраты духовности человеком, замутнение его божественного начала. Человек опускается ниже животного уровня бытия, допуская такой грех, как прелюбодеяние. Прелюбодеяние – это разрыв, конец любви, это победа плоти над духом, разврата над девственностью, и это то, что само по себе уже свидетельствует, что любовь предана. Но если этот грех совершился по немощи, по слабости, если согрешивший искренне кается в своем падении, и в отношениях мужа и жены побеждает прощение, тот разрыв врачуется и любовь побеждает, ибо любящим и кающимся помогает Сам Бог. Но если сознательно грешит человек, без покаяния, тo развод неизбежен.
Верность – какое чудное явление, кто бы ни хотел, что бы ему были верны, — и жена, и дети, и друзья. Какой бы царь ни хотел бы иметь верных подданных, епископ священников, полководец солдат, начальник подчиненных. Верности желает и Бог – Сам будучи абсолютной верностью.
Но как тяжела эта добродетель для падшей, заражённой грехом природы нашей. Даже апостолы ужаснулись тому, какова обязанность человека к жене своей, а жены к мужу. Раз так, то лучше и не жениться вовсе. Но что это говорит в апостолах: целомудрие, девственность или эгоизм?
Не всякий человек может проводить жизнь безбрачную подобно ангелам, обвенчанных лишь с Господом. Девственность и добровольное скопчество ради Христа — редкий дар. Именно дар, подобный другим дарам: поэта, музыканта, художника, врача, правителя и так далее. Девственность – дар высокий и огненный. И его, как и все таланты, должно хранить и возделывать. И если телесная девственность не имеет девственности душевной, то она и не ценна пред Господом. Господь взирает на красоту сердца человеческого. Он жених дев разумных, насыщенных елеем благодати Духа Святого, лучами чистоты и милосердия. Многие покусились на жизнь сверхъестественную, а пали в нижеестественное состояние, сочетались с демонами. Отчего сохрани нас, милосердный Господи.
Прославим и честное девство, и честной брак. Да изберет каждый по мере своей. Да откроет Милосердный Бог каждому из нас путь свой. И да сохранит и исполнит.
Богу же нашему слава во веки веков!
Аминь.
3.09.16
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви