Сегодня мысли вслух высказывают преподаватели воскресной школы «Радость моя» при храме прп. Серафима Саровского (г. Мелитополь): Павленко Ирина Ивановна, Ермакова Елена Дмитриевна, Ташевская Елена Викторовна, Молодых Марина Алексеевна.
Океан любви
Приходилось ли вам видеть океан: огромный, таинственный, завораживающий своим бесконечным движением вод. Он предстает перед вами непрерывной чередой волн, приходящих из далекого загадочного горизонта и с угрожающим грохотом ударяющихся о берег. Перед ним вы ощущаете себя чем-то маленьким, мелким и ничтожным. Этот океан готов вас поглотить. Вы преклоняетесь перед его мощью и силой.
Но существует и другой океан. В нем не бывает шторма и бурь, здесь всегда пребывает тишина и покой. Он всем своим существом обнимает вас, лелеет, как мать малое дитя. Его прозрачные, тихие воды несут вас к пристани спасения под названием «Любовь». В этом океане невозможно утонуть и вы не найдете его ни на одной карте мира.
Вы спросите меня: «А где же находится этот океан, и как он называется?» И я отвечу вам: «Это — океан Любви. А найдете вы его в любящем сердце того, кто ведет своих воспитанников ко Христу».
Будем искать его, стремиться идти к нему без страха и сомнения.
Павленко И.И.
Как я раньше жила без всего этого?
Посвящается моим мужчинам —
мужу Сергею и сыну Александру
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой
Я начала ходить в храм, к сожалению, только после смерти родителей. Меня привели в церковь страдания. К тому времени я мало знала о Православии, о вере и посещала церковь очень редко, находя для себя всегда оправдания. Пройдя через горечь потери близких людей, начала задумываться о смысле жизни. Раньше нам на уроках в школе говорили, что Бога нет, что это все выдумки для безграмотных людей, а на деле получалось по-другому. БОГ ЕСТЬ! И только Он мог поддержать и не дать отчаяться. Я не была прихожанкой определенного храма (да и слова такого я тогда и не знала), просто очень нравился старинный деревянный храм Пресвятой Троицы в поселке Удельная (Россия). На территории храма, на доске объявлений вместе с расписанием служб висело и расписание работы воскресной школы. Меня всегда интересовало — а что это за школа? Прошло время, я с сыном переехала на Украину в город Мелитополь. Однажды проходя мимо храма, он обратился ко мне с вопросом: «Мама, а что такое воскресная школа?» Я, как могла, объяснила ему и услышала в ответ: «А нас возьмут?»
Этот разговор состоялся более 8 лет назад. Сын уже окончил воскресную школу, а я стала преподавателем и библиотекарем. Вначале я просто помогала в учебном процессе: готовила чай, участвовала в организации праздников, экскурсий. Постепенно я «приросла» к воскресной школе и все, что происходило в ней, касалось и меня. Ноги сами шли в помещение воскресной школы, и я уже себя не мыслила без нее.
Школа — это не просто стены, классы и уют, а это, прежде всего, преподаватели. Если вы захотите привести ребенка в воскресную школу «Радость моя» при храме в честь преподобного Серафима Саровского города Мелитополя, вас отведут к завучу Павленко Ирине Ивановне. Она лучше всех знает учащихся в школе детей и их родителей. Ни один человек не остаётся без её внимания. Доброе слово она находит для всех: малышей, успевает погладить их по голове, а старшие дети делятся с ней самым сокровенным. Бывает так, что трудности возникают у какой-то семьи. Выход из сложной ситуации находится всегда. Ребёнка приводят родители, чтобы он учился, но через некоторое время они сами «с головой окунаются» в жизнь воскресной школы. И это не просто слова. Так произошло и со мной.
Преподаватель… Для меня — это, прежде всего, человек, отдающий всего себя, без остатка, детям и своему делу. Мне повезло, в моей жизни были именно такие педагоги. Но что я когда-нибудь буду преподавать в школе, да не просто в школе, а воскресной, об этом я не могла и представить себе. У меня нет педагогического образования, я экономист.
Мы живем в сложное время. Теряются ориентиры, в обществе меняются моральные ценности и приоритеты, и подчас очень сложно объяснить ребенку, что «не в силе — правда, а в Боге» («Не в силе Бог, а в правде» св.блг.кн.Александр Невский).
В воскресной школе я преподаю предмет «Жития святых и церковные праздники». Детям сложно представить ситуацию или события, которые произошли когда-то и с кем-то. Готовясь к уроку, сколько литературы приходиться просмотреть! Сначала — для самого себя — проанализировать, чем важна именно эта история, чему она учит (прежде всего, меня лично), на что заставляет обратить внимание, как я поступила бы в той или иной ситуации. Житийные рассказы о святых должны быть в днях сегодняшних, в событиях, которые помогут приобщить ребенка к нравственным основам Православия и дадут ему возможность обрести уверенность в себе в наше непростое время, расширить его кругозор. Ребенку надо дать понять, что святые — это такие же люди, как и мы. Они тоже были детьми, у них были свои горести и радости. И каждый своим путем шел к Богу. Разбирая на уроке материал, важно объяснить детям, что за грехом всегда должно быть покаяние.
«Уча других, научаюсь сам» — вот то, что я поняла, работая в воскресной школе.
Труд преподавателя очень тяжелый: и морально, и физически. Сколько времени и сил отдается не только детям, но и родителям! К каждому надо найти подход, понять, чем живет человек. Но как радостно на душе, когда в воскресный день дети вместе с родителями входят в класс… И начинается урок — урок жизни с Богом.
И жалею я лишь о том, что не было такой школы в моём детстве. Скольких ошибок в жизни можно было бы избежать… Оглядываясь назад, часто думаю, как я раньше жила без всего этого?
Ермакова Е.Д.
Нужно полюбить настоящей любовью, любовью во Христе!
Улицы родного города, нечаянные встречи, такие разные: возможно теплые и сердечные, а, может быть, и вовсе нежеланные. «Что посеешь, то и пожнешь», — гласит народная мудрость. Нежеланные встречи! А ведь вы — плоды моих трудов. Вспоминая свой предыдущий опыт работы со студентами училища культуры, где мне пришлось работать, я всегда натыкаюсь на немой вопрос: «Почему же так? Ведь все предвещало обратный результат». Молоды были мои студенты, ну и я молода. Они энергичны и талантливы, и я полна азарта и есть чем поделиться. Бессонные ночи на подготовку к очередному дню. Каждое занятие мною было прожито: подобран материал, образцы, наглядные пособия для раскрытия темы. Словом все, что необходимо для хорошего урока. Сколько сил было вложено в этих детей! Ничем не измерить. Я очень старалась быть хорошим учителем, но скоро стала замечать, что личностные отношения как-то не складываются. Для них я не стала «своей», между нами образовалась дистанция. На этой почве возникало множество недоразумений, которые легли мутным осадком на мою душу. Дистанция переросла в пропасть.
Это — внешняя сторона медали, а что же было на тот момент у меня внутри? Пережитый развод, затем, так называемая, свобода… А по факту — пустота и темнота. Отчетливо помню мысль, пролетевшую в голове: «Ты не обязана их любить! Ты — преподаватель, твоя задача — научить». Этим я себя и успокоила. Тем более что любить-то было нечем. Пустота и темнота. Теперь понимаю, что это был ответ на тот немой вопрос: «Почему?» Потому, что все наши благие намерения без любви теряют всякий смысл, в чем я опытно смогла убедиться. Только любовь покроет недостатки и подскажет правильный путь в решения той или иной задачи. И сейчас, прежде чем идти к детям, я в первую очередь ставлю перед собой цель — мне всех их нужно полюбить настоящей любовью, любовью во Христе.
Ташевская Е.В.
Светильник для учеников — учитель!
Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил: «Солнце светит и греет. Одного света просвещения не довольно; нужна теплота, то есть польза при просвещении ума — образование сердца, доброта души».
Как много зависит от учителя! Недаром говорится, что светильник для тела — есть око, а светильник для учеников — учитель!
Я помню свою учительницу Елену Николаевну, ее взгляд, добрую улыбку. Как радовала меня ее похвала, как огорчали замечания, и мне сразу же хотелось исправиться.
Если око учителя, его взгляд на предмет, методы преподавания будут просты, то все его ученики, хорошо его понимая, будут просвещаться от его наставлений, в их умах все будет светло. Будем же солнышками!
Преподавание должно быть такое, чтобы из всех знаний в душе детей образовалось то стройное согласие, та система познаний правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование и при которой дети будут и Богу во славу, и Церкви на утверждение и украшение, и обществу на пользу.
Молодых М.А.
Читайте также: «Преподаватель воскресной школы: какой он?», — что об этом думают педагоги Запорожской епархии? (в 5-ти частях)
Методический центр Запорожской епархии УПЦ
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ