Сегодня мысли вслух высказывают преподаватели воскресной школы храма свв. мучеников и целителей Фалалея и Трифона (г. Запорожье) Павловская Ирина Анатольевна и Павловская Юлия Анатольевна, а также преподаватель воскресной школы храма иконы Божией Матери «Знамение» (с. Великая Знаменка Каменко-Днепровского р-на) Липа Татьяна Леонидовна.
Каким должен быть преподаватель воскресной школы?
Как просто и как одновременно сложно ответить на вопрос: «Каким должен быть преподаватель воскресной школы?»
Верующий. Да. По-настоящему. Не фарисеем быть. Всей душой верить.
Добрый, но чтобы изнутри шла доброта и все вокруг наполнялись этой добротой. Есть такой человек, и я его знаю, который когда рассказывает, словно цветы из уст падают, вокруг красиво все и тепло (свет солнечный разливается вокруг) и ароматно. И все это чувствуют. И души согреваются.
Милосердный. Именно, милосердный. Знаете, чтоб не задавал вопрос: «Зачем подавать нищему?», а просто дает, потому что не может иначе. Ему самому Бог столько раз милость дарил. «У меня ведь есть, дай Бог и вам».
Любить своих родителей. Быть благодарным родителям, благодарить Бога за то, что дал таких прекрасных родителей, и молиться за них. И благодарить родителей за всё.
Видеть свои грехи и бояться согрешить. И каяться, если согрешил. И молиться, чтобы Бог помиловал.
Прощать. Ведь сколько раз бывает, что хочется уехать куда-нибудь и начать все сначала. А нужно исправляться. И прощать и себя, и других.
Любить этот Божий мир: его природу: моря, небо, закаты, рассветы, ветер, солнце, Луну, звезды, траву, деревья, птиц, животных. Любить и беречь, и другим показывать пример.
Любить музыку. И может даже самому играть на каком-то инструменте. «У Вас плохое настроение?» — «Давайте я Вам сыграю» …и начинается чудо. Грусть превращается в радость, душа потихонечку расправляет крылья и человек улыбается, а может даже и заплакать от счастья. Боль уходит. Уходит, и закрывает за собою дверь.
Видеть в каждом человеке образ Божий. Соблюдать главные заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Сложно, но возможно.
Вести здоровый образ жизни. Быть аккуратным и чистым.
Понимать высказывание императрицы Александры Федоровны: «Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен».
Подниматься, если упал. И другим помогать подниматься.
Молиться. Любить церковное пение. Показать детям, что молитва — это как воздух, молиться вместе с детьми, чтобы всем тоже захотелось молиться и предаться Воле Божьей!
Быть светлым, радостным. Дети любят радостных людей.
Любить святых и просить у них помощи в преподавании и в жизни.
Делиться с родными и ближними всем, что имеешь хорошего.
«Господи, помоги ж е быть таким, каким я должен быть! Слава Богу за все!»
Павловская И.А.
Своим примером показать, что значит быть православным христианином
Без сомнения, воскресная школа создана для детей. Необходимо, чтобы она стала для ребенка его духовным источником, дорогой, которая непременно приведет к пониманию основ христианских веры, станет ключом, открывающим множество дверей. Для этого нужно приложить много усилий настоятелю храма, при котором создана воскресная школа, родителям и, конечно же, преподавателю.
Первым критерием для преподавателя воскресной школы, на мой взгляд, должна быть его любовь к детям, ведь Бог есть Любовь.
Вторым — он должен быть интересным. Заинтересовать детей можно только в случае, если это интересно тебе самому.
Третье — верующим. Уповать на помощь Божью, знать, прежде всего, что все делается для Бога. Без Бога все ничто, все пустое и все зря. Своим примером показать, что значит быть православным христианином, зачем ходить в храм, почитать святых, молится за родных, друзей и врагов.
Умелым — из любой ситуации найти выход, развеселить, понять ребенка, быть ребенком, не обидеть, выслушать, разобраться в непонятном для него поступке — ключ к пониманию детей.
Преподаватель воскресной школы должен быть честным, порядочным, внимательным, добрым, простым и понятным. Образцом для нас есть Иисус Христос. Подражая Ему, выполняя Его заповеди — мы преображаем себя.
Непременно развиваться, совершенствоваться, анализировать свои ошибки, исправлять их и иметь вышеперечисленные качества — на мой взгляд, таким должен быть преподаватель воскресной школы!
Павловская Ю.А.
Учитель воскресной школы глазами детей
«Учитель воскресной школы, какой он?», — этот вопрос мы решили задать своим воспитанникам, ведь кто лучше них знает ответ? Итак, слушайте:
Ева, 6 лет: Учителя нашей воскресной школы хорошо преподают, хорошо ладят с детьми, мне нравится их «преподавательная» педагогика. С ними мне интересно, нравится находиться на их уроках. Я бы хотела побольше уроков. Они добрые.
Аня, 8 лет: Мои учителя воскресной школы добрые, ласковые, умные.
Лиза, 11 лет: Мой учитель воскресной школы очень добрый и красивый, и очень умный. Я люблю, когда учителя нас не ругают. И мне очень нравится мой учитель. Очень хочу, чтобы эти все учителя никогда не уходили из воскресной школы. Я очень сильно люблю моих учителей.
Мадина, 13 лет: Мой учитель добрый и ласковый, бывает иногда злой. И учит нас всему, что мы не умеем. Он чуткий и помогает во всем. Если кто-то упал и разбил коленку — поможет подлечить. Он смотрит за всеми, наблюдает, придумывает разные игры, прикольные сценки. Он во всем поддерживает, разрешает нам прыгать на батуте и быть на тренажере. Она очень красивая и добрая.
Вика и Соня, 10 и 6 лет: Мои учителя добрые и умные. Много писать не буду: хорошие, милые, молодые, красивые, добрые учителя.
София, 11 лет: Они все добрые. Мне нравится, что тут рассказывают про людей, рисуем, лепим из пластилина, плетем из бисера, вяжем, поднимаем гири.
Альбина, 9 лет: Добрые, заботливые, ласковые. Они всегда могут помочь, поддержать в трудную минуту.
Настя, 10 лет: Мой учитель добрый, красивый, умный.
Настя и Женя, 13 и 5 лет: Много писать не будем. Наши учителя хорошие, молодые, красивые, добрые, умные.
Женя, 13 лет: Мои учителя добрые, хорошие, умные.
Олег, 12 лет: Мой учитель добрый и справедливый. Строгий не всегда. Хочу, чтоб он такой и оставался навсегда. Хочу, чтоб он был еще добрее и не был строгим.
Кирилл, 13 лет: Мой учитель добрый, смелый, спортивный. Его зовут Валентин. Он преподает тренажер. Никогда не злится и любит пошутить. Жизнерадостный и хорошо относится к ученикам. Вот такой он учитель.
Максим, 13 лет: Наши учителя добрые, спортивные, отзывчивые, справедливые. Валентин очень добрый. Учит нас заниматься с гирями. В простой школе учителя злые, а в церковной — они добрые. Я научился читать молитвы.
София, 11 лет: Самый любимый учитель — Наталья Александровна. Она добрая, ласковая, заботливая, красивая. У нее голос тонкий и нежный. Я стараюсь не баловаться. Если одно замечание — она крикнет и охрипнет.
Виталий, 13 лет: Добрые, смелые, спортивные учителя, жизнерадостные. С ними всегда весело заниматься. И хочется, чтобы занятий было больше, чаще выезжать на природу. Их хочется видеть чаще. Они смелые. Хорошо относятся к нам. Любят шутки и песни.
Юля и Женя, 14 и 13 лет: Учителя воскресной школы, вы самые добрые, самые лучшие. Вы учите нас всему. Например, быть добрыми, развиваете у нас логическое мышление. С вами мы познаем мир!!! Мы вас любим!!! Вы самые лучшие!!!
Аня, 10 лет: Татьяна Леонидовна добрая, хорошая. Мой ангел.
А теперь давайте подсчитаем, сколько раз дети сказали слово «добрый». И поставили его на первое место. Помню, лет десять назад я проводила исследование в школе «Настоящий учитель. Какой он?» Как вы думаете, какое качество дети поставили на первое место в ответах? Конечно же «ДОБРЫЙ!!!» Больше 70 процентов. А потом уже красивый и умный. «Красоту уносят годы, доброту не унесут…», — поется в песне. Дети видят нас молодыми. Хотя, если честно, то молодой у нас только Дима. А нам уже почти полтинник или даже далеко за… Только не мы, не дети этого не ощущаем. А почему? Потому что в душе мы все остались детьми. Ребятня чувствует родство душ и тянется как котята к теплой печке. Только сидим мы не у печки, а у пропасти. И притягиваем своим теплом, не даем полететь в пропасть. Как у Селинджера «Над пропастью во ржи». Или далекий маяк в тумане. Мигает: — «Плыви сюда! Тут безопасно! Тут твоя гавань!»
Липа Т.Л.
Методический центр Запорожской епархии УПЦ
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ