Батюшка Феодосий, по словам Его Высокопреосвященства, смог соединить воедино то, что многим сегодня не под силу, право быть с Богом и право оставаться человеком.
«Отец Феодосий остался в памяти людей, которые его хорошо знали, человеком смелым, мужественным и бесстрашным. Именно эти качества помогли ему соединить воедино право быть с Богом и право оставаться человеком, когда, казалось, весь мир против тебя. Молодым священником он служил на корабле, участвовал в спасении пострадавших от землетрясения на Сицилии, пережил два ареста, но смог избежать расстрела. В 30-е годы страдал вместе с народом от голода, крестил сотни людей во время фашистской оккупации, прятал парней и девушек от угона в Германию. При этом оставаясь добрым пастырем для сотен верующих. Даже для тех, кто обзывал его предателем и фашистом за связь с оккупационными властями. Он не отказывал в помощи никому, потому что не разделял людей на своих и чужих, на друзей и врагов. Для него даже солдат, направивший на него дуло автомата, продолжал оставаться носителем образа Божьего. А свой нательный крестик воспринимал, как зримое напоминание о страданиях Христа. Он всегда повторял: «Я никогда не предавал Христа». И как свидетельство принадлежности к вере любви, которую нужно подтверждать делами, и прежде всего – делами милосердия».
Торжество либеральных идей, как заметил в продолжение своей проповеди владыка, привело к тому, что человек уверовал в неотъемлемость своих прав и свобод.
«Универсальные права человека, такие как право на жизнь и личную неприкосновенность, право на образование и труд, свобода слова и вероисповеданий принадлежат всем без исключения, независимо от расы, пола, национальности, религии или каких-либо других характеристик. Эти права признаны международным сообществом и закреплены в различных юридических и нормативных документах. Но, как показывает время, многих прав и свобод можно лишиться. И есть только одно право, которого лишить никто не в силах, это право человека быть с Богом. Как бы тяжело не складывалась его жизнь, как бы ни старался дьявол соблазнами и посулами помешать ему, только ему одному решать: быть или не быть с Богом. Конечно, такое решение не принимается за один день. Оно всегда принимается мучительно, особенно, когда в красивой упаковке новых либеральных свобод, преподносится право жить без Бога и Его Церкви. Но как бы красиво оно не выглядело, как бы красиво его не преподносили, если право быть с Богом означает ничем не ограниченную духовную свободу, то право жить без Бога – усиление власти дьявола, новые оковы греха и цепи страстей. Ведь человек, который живёт без Бога, всегда чувствует свою внутреннюю несвободу, и от этого всегда скорбит и отчаивается. Мы же рождены, чтобы жить с Богом. Но жить с Богом – это не только ощущать радость Его присутствия в нашей жизни, но и быть готовыми переносить боль и страдания. И если Господь явит нам Свою милость, то только лишь увидев нашу веру. Духовный подвиг Запорожских новомучеников, таких как Феодосий Мелитопольский, нас в этом убеждает. Вот почему их яркая и самоотверженная жизнь – пример для нынешних и грядущих поколений православных христиан. Без них нам никогда не отстоять своего самого главного права в жизни – права быть с Богом».