Поздравляя с праздником, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что чудотворный образ Пресвятой Богородицы, прославляемый сегодня Её верными чадами, известен и почитаем на землях Запорожского края уже давно.
«История почитания Запорожской иконы Божьей Матери восходит к славным временам казачества. И в прошлые века, и в настоящее время люди молят Пресвятую Владычицу нашу Богородицу о заступничестве, и о том, чтобы по Её святым молитвам Господь сподобил нас пережить время великой скорби, выпавшее на долю нашего народа. Мы просим нашу Небесную Заступницу защитить нас и дать нам силы сохранить нашу веру и преданность Её Сыну. Просим, чтобы Всемилостивый Господь просветил нас светом разума и не дал нашим сердцам озлобиться. Ведь тот, в чьём сердце поселилась злоба и ненависть, перестаёт быть сыном Божьим, а становится сыном дьявола. И тогда он, даже, захотев совершить что-нибудь доброе, например, признаться в совершённом преступлении, или выступить против лжи, он уже не сможет этого сделать. И прежде всего потому, что его воля парализована, а значит, он уже не в состоянии принимать самостоятельные решения. Единственное чувство, которое владеет ими, – это чувство страха. Но не Божьего наказания они боятся больше всего, а общественного порицания. Общественное мнение становится тем главным судьёй, которого они страшатся более всего».
Однако, как сказал владыка, есть более грозный Судия, и Он ждёт.
«Есть Божий суд, который, который недоступен звону злата, а мысли и дела все знает наперёд. Вот этого суда и следует страшиться более всего. Вот о чём следует думать так называемым «сынам дьявола» прежде всего! Ведь сатана никому не сделал ничего хорошего. Стоит только вспомнить наших прародителей. Уж насколько сладкими были обещания, которые он им давал, и насколько соблазнительным рисовалось их будущее, но что произошло на самом деле? Если кто-то думает, что методы и приёмы, к которым прибегает враг рода человеческого, чтобы погубить наши души, изменились, он ошибается. Ничего с той поры не изменилось. Ложь, как была, так и остаётся его излюбленным приёмом. И есть только одно средство против всего этого – вера в милость Божью и в заступничество Царицы Небесной. Доверяйте Богу, даже если не понимаете Его замысла и планов в отношении нашей жизни и каждого из нас. Старайтесь исполнять Его заповеди. Ведь исполнение воли Божьей есть тот спасительный путь, который уготован каждому, кто хочет наследовать Царствие Небесное и провести вечность в общении с Богом».
Быть христианином, как сказал Запорожский архипастырь, значит иметь в сердце не только пламенную любовь к Христу, но прежде всего жертвенную.
«Обычного человека в храм приводит вера в Христа, но даже после этого, он не может быть до конца уверен в правильности своих отношений с Богом. Да, вера у всех нас одна, она нас всех объединяет, но уверенность в том, что мы действительно Христовы, – у каждого своя. Об этом каждый судит по себе, по своим ощущениям. Вот почему кроме веры в Бога, православный человек должен быть ещё уверенным в правильности своих отношений со Спасителем. При этом важно строить такие отношения, чтобы уверенность не превратилась в самоуверенность. К сожалению, в последнее время мы становимся свидетелями того, как из-за своей самоуверенности некоторые становятся на путь предательства Христа. Их вера уступает место самоуверенности. Они убеждены в том, что Христос Своей смертью заплатил за прощение их грехов не только в прошлом, но и в настоящем, и в будущем. А раз так, то и смысла доказывать свою веру, свою жертвенную любовь, больше нет. Отныне такие люди предпочитают строить отношения уже не с Богом, а с людьми. Вот только отношения с людьми, какими бы крепкими и выгодными они ни были, не долговечны. Лишь отношения с Богом остаются вечными и неизменными. И если мы называем себя православными христианами, то должны сохранять свою преданность Христу и Его Церкви, потому что Христос, Которого проповедовали вчера, сегодня и вовеки всё тот же. Только в этом случае в нашей душе сохранится и будет крепнуть день ото дня непоколебимая внутренняя уверенность в том, что мы строим правильные отношения с Богом, и что они должны быть именно такими».